«Я отдаю, но это не означает, что сама я теряю». Интервью с Яной Хамутовой

Яна Хамутова. Интервью со спортивным фотографом

Откроем секрет, который уже давно не секрет: медали и кубки перестали быть для атлетов мотивацией. Сейчас они стремятся участвовать в соревнованиях только ради того, чтобы попасть в объектив Яны и украсить снимками свои страницы в социальных сетях. Мы встретились с Яной и поговорили о том, как она стала желанным гостем на каждом спортивном мероприятии.

В начале месяца ты была на Siberian Showdown. Расскажи о своих впечатлениях от соревнований.

До этого я много слышала о «Сибири» и всегда хотелось попасть сюда. В прошлом году не удалось, т.к. организаторы решили перенести состязания на 2017 год.

Изначально же я планировала полететь в Новосиб самостоятельно, но в октябре меня пригласили в команду СОЮЗ CrossFit и Siberian Showdown я посетила уже в качестве их персонального фотографа.

Ожидания себя полностью оправдали: действительно, на протяжении двух дней царила дружеская атмосфера, реальное комьюнити, все было очень круто и комфортно. Как дома.

Сейчас ты — один из самых узнаваемых кроссфит-фотографов страны. А что было раньше?

Мое первое образование — маркетолог. Второе — высшее юридическое. Но так уж вышло, что ни тем, ни другим я почти не пользовалась. 3-4 года я проработала в сфере финансов, а потом ушла в энергетику.

Спустя некоторое время  решила, что офисы, планерки — это не мое. Постепенно внутри меня рос такой внутренний протест из-за того, что какие-то посторонние люди оценивают меня, решают пригодна я и нет, повысить или не повысить и т.п. Хотелось независимости.

Екатерина Мамонова, Siberian Showdown 2017. Фото: Яна Хамутова

Я уволилась и мы с мужем уехали к нему домой в Волгодонск — небольшой замечательный город на Цимлянском водохранилище. Жили там около года и учились яхтингу.

В 2013 году совершили 10-дневный переход на яхте из Саратова в Волгодонск. Я захватила с собой фотоаппарат и вот тогда-то и случился мой первый репортаж. Те снимки, конечно, профессиональными на назвать, но они мне до сих нравятся. Тогда я ещё не понимала, что это начало.

В конце 2013 года мы с Сашей (супруг Яны — The Endeavour) пошли в зал CrossFit Maze. Там я иногда фотографировала тренировки. Те ужасные серо-зеленые снимки до сих пор попадают в сеть и мы с ребятами часто смеемся над ними.

Через некоторое время я отсняла «Стань человеком», благо там можно было свободно передвигаться по территории и фотографировать. Не знаю, почему выбор пал именно на это событие. Может, оно было ближайшим и в нем участвовали наши друзья с Maze и соседних залов. Потом были съемки тяжелой атлетики в Crossfit Bayard. Но «Стань человеком» мне как-то особенно запомнились. Это был хороший интересный старт.

Так вот, после того, как я отсняла «Стань человеком» и «Гонку героев», пошла на курсы фотографии. Вторую половину 2015 года я мало снимала — почти все время ушло на обучение. Большой Летний Кубок на приз Гераклиона я фотографировала по большей части для себя.

Мария Филиппова, Большой Летний Кубок на приз Гераклиона 2016. Фото: Яна Хамутова

Осенью 2015 вышла на журнал CrossWorld и снимала для них соревнования, в том числе Фит-лигу, БЛК 2016, календари на 2016 и 2017 годы. Последние пару лет в плане съемок были очень насыщенные.

Посещали ли хоть раз сомнения вроде «а может вернуться к тому, на что училась?»

Да нет. Особенно, когда я попадаю в метро в час пик, когда еду на тренировку, то понимаю, что не готова ко всей этой суете. Сейчас я осознала, что можно самостоятельно управлять своей жизнью. Да, не будешь ездить на мерседесе, но доход будет всегда. Зачем тебе офис, когда есть что-то другое, то, что ты любишь. Ради стабильности? Это странно.

Тебя пытались отговорить?

Да, родители отговаривали. Они вообще не понимают как я могу так жить: ушла со стабильной работы, где были определенные перспективы, занимаюсь не пойми чем, ещё и тренируюсь. Кстати о тренировках. Изначально я отзанималась год кроссфитом, потом был перерыв и я решила пойти на тяжелую атлетику — там все как-то размеренно, мне это больше нравится. У меня никакие не выдающиеся веса и порой меня посещают мысли снова заняться кроссфитом. Но пока это только мысли.

Ты ведь фотографируешь не только кроссфит. Съёмки чего тебе ближе по духу — чего-то более спокойного, вроде тяжелой атлетики и гимнастки, или все же лучше работается в шуме и суматохе кроссфит-состязаний? Какое мероприятие тебе запомнилось больше всего как фотографу?

Пока их два — соревнования по художественной гимнастике и Большой Кубок 2017. Жаль, что гимнастика — нечастое явление, но на ежегодном Кубке Алины Кабаевой я стараюсь бывать. Там интересная обстановка, высокий уровень организации и крутые медиа.

Дина Аверина на Гран-При 2017 по художественной гимнастике. Фото: Яна Хамутова

Ещё бы хотелось попробовать себя в хоккее и, конечно, в футболе: с 10 лет болею за Спартак-Москва, поэтому была мысль стать футбольным фотографом. Я как-то фотографировала тренировки в детской футбольной школе. Хотя все это не сравнится с кроссфитом и его энергетикой. Несмотря на то, что в соревнованиях участвуют, зачастую одни и те же лица, глаз не замылился и все эти съемки не стали рутиной. Когда удается быть частью чего-то масштабного — как Большой Кубок — даже усталости не чувствуешь. Хотя мы спали по 4 часа и тратили много времени на дорогу, ответственность, эмоции, размах события были таким неиссякаемым источником сил для всех, кто был причастен к организации.

Все-таки, большой спорт — это нечто! Иногда я снимаю соревнования бесплатно — не думаю, что это зазорно. Наоборот: полезный опыт и развитие.

Пока что в моем активе воркаут, кроссфит, футбол, кросслифтинг, художественная гимнастика и гигантский слалом.

Нет никаких сомнений в том, что Games — желанное место для каждого, кто интересуется кроссфитом. Но с профессиональной фотоаппаратурой туда путь заказан (изменения в своде правил от прошлого года). Есть планы по получению аккредитации или пока достаточно отечественной тусовки?

Есть желание и планы получить аккредитацию, а если удастся в 2018 году съездить на региональный этап вместе с СОЮЗом в роли их фотографа, и — что ещё круче — на Игры, то буду счастлива, конечно.

Евгения Верещак и Юлия Охинковская. Фото: Яна Хамутова

Люди всегда делятся на тех, кому нравится и на тех, кому не нравится. Как ты относишься к критике от последних?

Я, скорее, делю людей на тех, к чьему мнению я прислушиваюсь и на кого пытаюсь равняться и на тех, от критики которых мне не жарко и не холодно. Пусть последние критикуют кого хотят, но не меня.

В нашей стране не очень заботятся об авторских правах на фото. Как часто приходится говорить людям о том, что они не имеют права использовать твои работы? И что ты слышишь в ответ?

Наше кроссфит-сообщество не особо большое, фото довольно легко отслеживаются. Печально, что многие, используя твои работы, даже не указывают фотографа, просто не парятся по этому поводу. Понятно, что после крупных соревнований — Большого Кубка, к примеру, — атлет может выложить фото и подписать, что оно принадлежит Reebok — на таких мероприятиях работают несколько фотографов, порой просто непонятно, кто сделал тот или иной снимок. Но если ты знаешь, кто фотографировал или если фотограф по доброте душевной сам предоставил тебе снимки, то будь добр, укажи.

Бывает, когда различные блоги и порталы используют фото. В этих случаях надо обязательно связываться с ними и просить, чтобы все было удалено — отговорки вроде «все материалы находятся в открытом доступе» — просто детский лепет. Это нарушение гражданского законодательства. Давненько я, кстати, не открывала ГК.

Атлет команды Odessa на Большом Кубке 2017. Фото: Яна Хамутова

Фотографируя, ты больше импровизируешь или есть некий заранее подготовленный план съемки?

Если готовится крупное мероприятие, то съемку я планирую заранее. Нужно знать организаторов, партнеров, кто руководит уже непосредственно на площадке. Обязательно изучаю план соревнований, тайминг, какие перерывы между заданиями, чтобы знать, сколько у тебя времени на то, чтобы скинуть фото или, к примеру, пойти перекусить. Стараюсь присутствовать на брифингах, заснять закулисье. Если удается заранее побывать на площадке — делаю несколько тестовых фотографий.

И снова о Сибири. Это был интересный опыт, я впервые ездила в составе команды, снимала атлетов СОЮЗа. Поэтому была возможность расслабиться, прогуляться, и спокойно перекусить.

Есть ли элементы риска в твоем ремесле?

Признаюсь: бывает страшно, что зацепит гирей или штангой, поэтому стараюсь снимать с большим объективом, с расстояния. Вообще, работники медиа иногда мешают. На Siberian Showdown особенно запомнился эпизод, когда ребята с камерами подходили вплотную к атлетам, когда те толкали максимальный вес. Было видно, что это сбивает участников. Вот знаешь на тренировках бывает неприятно, когда на тебя пристально смотрят. А представь, когда ты на соревнованиях, собираешься поднять штангу весом больше сотни килограмм, а прямо перед тобой кто-то стоит. Находиться рядом с атлетами круто, но надо понимать, что мы можем не только им помешать, да и сами пострадать.

Ты отсняла не одну тысячу фоток. Есть ли снимки, которыми гордишься более всего? Поделись ими.

Да, есть. На этом фото вид на Тель-Авив (Израиль — The Endeavour) с высоты птичьего полета, 2014 год.

Эта фотография сделана в 2013 году во время 10-ти дневного перехода из Саратова в Волгодонск на яхте «Арго».

Ну и моя звездная фотография, сделана на любительском турнире по тяжелой атлетике в зале CrossFit Bayard, 2015 год. На снимке Максим Бидыло выполняет рывок.

Профессиональная фотография, обычно, отнимает массу времени. Тебе удается найти время для других увлечений?

У меня бывают даже по  полмесяца, когда я не занята, можно уехать, заняться чем-то своим, спокойно ходить на тренировки. Но бывает и наплыв предложений, ажиотаж. А уже после непосредственно мероприятий со свободным временем бывают проблемы. Обычно на обработку фото уходит от 2 дней до недели. Вот после Большого Кубка мне понадобилась неделя, чтобы довести фото до ума. В тот период мой день выглядел так: встала утром, позавтракала, погуляла с собакой и все — до ночи я за компьютером. Само собой, никаких тренировок, сил вообще ни на что не оставалось. Но там было огромное количество снимков, нужно было все разобрать, расставить по местам. На Siberian Showdown, в этом плане, было проще — прилетела из Новосибирска в понедельник, сутки на отдых, а в среду я уже отдавала организаторам первую партию фотографий.

Да, к сожалению не всегда получается идеально. Опыта не хватает до фотографов с мировым именем, но я стремлюсь.

Чем порадуешь нас в наступающем году?

Мыслей, идей и проектов очень-очень много. Скоро вы все узнаете.


Как найти Яну: Вконтакте | khamutova.ru | Instagram