О качествах хорошего наставника

Тренер

Как клиенты могут описать ваше отношение к работе?

Пособие для подготовки тренеров Lvl 2 говорит о шести чертах хорошего наставника: умении обучать, видеть, исправлять, организовывать атлетов, демонстрировать, присутствовать и участвовать.

Присутствие и участие — два неосязаемых атрибута, которые можно назвать сочетанием заботы, сочувствия и увлеченности.

Давайте подумаем о тренерской деятельности как о физической подготовленности. Клиенты столь же разнообразны, как и выполняемые нами комплексы. И чтобы находить общий язык с ними, наставнику нужно быть всесторонне развитым. Тренер — это сильная индивидуальность, способная мотивировать, завоевывать доверие и симпатию.

Как же стать лучшим наставником? Ниже — короткие советы, которые будут полезны как новичкам, так и опытным тренерам.

Пунктуальность и внешний вид

Не опаздывать и опрятно выглядеть — два минимальных и обязательных требования к тренеру. «Встречают по одежке» — эту фразу придумали не самые глупые люди. Душ, чистая и выглаженная одежда, часы, повязка или резинка для волос — ничего невыполнимого.

Джеймс Хобарт на одном из занятий. Фото: Shaun Cleary/CrossFit Inc.

Знайте клиентов по именам

Ведете вы занятия в 6:30 утра или в 17:30 — будьте в зале за 15 минут до начала, чтобы по мере прихода атлетов просто поздороваться с ними. Подойдите и поговорите с одним из них, «дайте пять», узнайте, как прошел день, как там дети или собака — что угодно. Улыбайтесь, если это уместно.

Наблюдайте и слушайте. Пусть подопечный расскажет о том, как его дела или о личном рекорде в двойных прыжках на скакалке. Не теряйте контакт — смотрите в глаза, проявляйте озабоченность. Важно знать о том, что творится в жизни клиента — это облегчит работу с ним или объяснит, почему он сегодня рассеян.

Имя атлета — его любимое слово (за редким исключением). Потрудитесь запомнить имена подопечных. Коммуникация с клиентом не всегда легка. Но для выстраивания любых отношений нужно время.

Ничего не держите в руках

Как только началось занятие — освобождайте руки. Отложите кофе, телефон, достаньте руки из карманов. Демонстрация ладоней говорит о том, что вы тут с лучшими намерениями — это простейшие истины. Язык тела очень важен.

Профессионализм — как и его отсутствие — виден сразу. Фото: Adam Bo/CrossFit Inc.

Голос и посыл

Нередко тренеры-новички говорят слишком тихо. Смелее, дамы и господа! Говорите громко, даже когда обращаетесь к конкретному человеку — может быть, совет для него поможет еще кому-то.

Интонации тоже важны. Голос должен быть громким, но тактичным. Вы должны быть строгими, но относиться к клиенту с уважением. Тренер должен контролировать группу, а не показывать власть над ней. Давайте рекомендации простыми словами, избегая слишком сложных языковых конструкций.

Постарайтесь употреблять меньше отрицаний. Вместо фразы: «нет, не делай этого», скажите как надо делать. Если два атлета постоянно отвлекаются на разговоры, обратитесь к одному из них: «Дмитрий (или кто там еще), будь другом, встань вот сюда, чтобы я лучше тебя видел». Такая манера общения создает положительный климат в коллективе.

С особым вниманием относитесь к тем, кто не любит масштабирование. Объясните, что нужно уменьшить вес на штанге или научиться строгому варианту движения прежде чем переходить к киппингу. Будьте добры, вежливы, но настойчиво донесите, что не допустите, чтобы кто-то травмировался на вашем занятии.

Будьте активнее

Активность, энтузиазм, юмор. Последнее — в меру. Если вы в хорошем настроении, это обязательно передастся подопечным. Если вы получаете удовольствие от проведения занятия, его получат и атлеты. Сразу выявите наиболее застенчивых и молчаливых. Наладьте с ними контакт, расшевелите, вовлекайте их в процесс. Пусть чувствуют себя частью сообщества.

Страсть и увлеченность заразительна. Фото: Shaun Cleary/CrossFit Inc.

Если у вас не самый удачный день, то будет сложнее. Задвиньте подальше переживания и не подавайте вида, иначе все пойдет наперекосяк. Еще будет время предаться унынию.

Сделайте клиента центром внимания

Будьте скромны. Никто не любит позеров. Пока вас не спрашивают, не нужно рассказывать о своих личных рекордах или успехах на соревнованиях. Профессионализм тренера оценивается не его личными успехами, а прогрессом и победами его атлетов.

Будьте собой, но учитесь у других

По возможности посещайте занятия других тренеров. Смотрите, анализируйте. Понравившееся берите на вооружение. Адаптируйте какие-то приемы под свой стиль и манеру ведения занятий.

Лидер

Эти небольшие детали помогут вам стать более увлеченным, уверенным и располагающим к себе лидером. Конечно, вы не найдете двух абсолютно одинаковых тренеров, но у всех есть общая черта — стремление к позитивному присутствию и отношению, вдохновляющему атлетов на усердный труд.

Фото: Tai Randall/CrossFit Inc.